Главная > За экраном > Асбестовый тормоз: история одной детали

Асбестовый тормоз: история одной детали

В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами.

История вопроса

Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики периода, и не зря. Асбест – это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С, а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучше решения вряд ли можно найти.

Правда, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, а вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения – естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом — сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось – да.

О нашем и зарубежном

В мире существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита — (Na2Fe32+Fe23+) Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно – при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. Хризотиловый асбест добывали на территории СССР.  Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O) и обладает устойчивостью к щелочам, а в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени, не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа Д.М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых К.Поланда и Р.Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы».

Тормоз для экономики

Проснувшись в один прекрасный день, европейцы оказались в неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось – до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу. Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков – запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены, и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью.

В Москве стартовали съемки сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых»

В Москве стартовали съемки сериала по мотивам пяти сказок Пушкина. Одну из них адаптируют в два эпизода. Привычные тексты сохранят свою идею, но будут наполнены актуальным смыслом.

В каждой серии события сказок великого писателя будут показаны в нашей реальности. Классические пушкинские образы станут еще понятнее: Царевна окажется инстаблогером, Елисей — рэпером, а Золотой Петушок — нейросетью. Отметим, что «Сказки Пушкина. Для взрослых» — это не просто модернизированная классика. Пушкинские архетипы в этом проекте сплетаются с технофобией «Черного зеркала», порочным гламуром в духе Брета Истона Эллиса и хмурой действительностью, напоминающей о дилогии Алексея Балабанова «Брат». Каждая сказка будет снята новым режиссером.

В следующем году в Новгородской области начнется восстановление Синего моста

В следующем году начнутся работы по восстановлению Синего моста через реку Малый Волховец в Великом Новгороде. В течение двух лет до въезда в областной центр будет открыто четырехполосное движение. Об этом сегодня сообщил губернатор Андрей Никитин.

— У Росавтодора вышел из экспертизы проект восстановления Синего моста. Со следующего года начнутся работы. Мост будет приведен в порядок. Это очень хорошая новость, – подчеркнул губернатор.

По словам главы региона, появление четырехполосного движения также разгрузит движение на въезды в Великий Новгород со стороны Москвы.

В Новгородской области пройдут съемки документального фильма о поэте Николае Некрасове

Телерадиокомпания «Плеяда» совместно с Российским историческим обществом готовится к съемкам документального фильма к 200-летию со дня рождения русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова. Фильм выйдет на телеканале «Россия – Культура».

Как сообщили в минкультуры региона, планируется, что часть фильма будет сниматься в музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Чудовская Лука» в г. Чудово (филиал Новгородского объединенного музея-заповедника). Съемки также пройдут в музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), музее-квартире Н.А. Некрасова (г. Москва) и в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург).

Напомним, что телерадиокомпания «Плеяда» планирует также снимать в Новгородской области серию сюжетов для программы «Историограф», которая выходит на телеканале «365 дней ТВ».

В Роспотребнадзоре объяснили причину отсутствия лекарства от коронавирусной инфекции

Заместитель директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, член-корреспондент РАН Александр Горелов объяснил, почему нет лекарства от коронавируса. Об этом сообщает «РИА-Новости».

— Фарминдустрия не сразу переключилась на разработку препаратов, так как все предполагали, что это сезонная инфекция. Работы в этом направлении ведутся, но помимо создания самого вещества, нужно подобрать концентрацию, дозу, поэтому путь более продолжительный, чем при создании вакцин. Исследования будут продолжаться и дальше, но если вирус станет сезонным, то они прекратятся, — подчеркнул Горелов.

По его словам, создание препаратов занимает достаточно долгий срок, нежели чем разработка вакцины, при этом требует достаточно больших денежных затрат.

Горелов подчеркнул, что против кори и бешенства также нет лекарства, но есть вакцины.

Он заключил, что любое заболевание лучше профилактировать, чем лечить.

Ранее Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о проведении новой фазы испытаний трех потенциальных препаратов для лечения пациентов с COVID-19 — артесунат, иматиниб и инфликсимаб.

Россияне дали оценку планам Шойгу по переносу столицы

Исследовательский центр портала Superjob провёл опрос, чтобы узнать, как россияне относятся к идее Министра обороны РФ Сергея Шойгу построить в Сибири несколько новых городов и перенести в этот регион столицу.

Как следует из результата опроса, большинство респондентов поддерживают только часть этого плана, касающуюся строительства новых городов (30%).

  • 22% опрошенных одобряют идею Шойгу полностью;
  • Только перенос столицы поддерживают 6%;
  • А в целом против инициативы главы Минобороны высказались 27% россиян.

Больше всего желающих перенести столицу России в их город нашлось в Омске — 49%. Следом идут Красноярск (43%), Новосибирск (42%), Волгоград (39%) и Санкт-Петербург (36%).

Ранее планы Шойгу оценил шеф-редактор «Свободной прессы» Захар Прилепин.

Опубликован новый трейлер аниме о приключениях ведьмака Весемира

В сети опубликовал постеры новых персонажей анимационного приквела «Ведьмака» Netflix под названием «Кошмар волка».

Мультфильм будет рассказывать о молодости Весемира, который является наставником Геральта. Ему предстоит столкнуться не только с различными монстрами, но и непониманием профессии Ведьмака среди простых людей.

О некоторых персонажах упоминалось ранее – так, кроме самого героя, в проекте появится его учитель, Деглан. Чародейка Тетра представляет потомка первых магов Континента, а Леди Цербст выступает на стороне Ведьмаков и при этом работает советником короля.

Премьера «Кошмара волка» состоится 23 августа, тогда как второй сезон самого «Ведьмака» выйдет 17 декабря.

Энтони Маки сыграет главную роль в четвертом фильме о Капитане Америка

Американский актер Энтони Маки, который исполнил роль Сэма Уилсона (Сокола) в прошлых проектах Marvel, сыграет главную роль в четвертом фильме о Капитане Америка.

Пока что все подробности сюжета держатся в тайне. Актерский состав работы пока также неизвестен.

Присоединятся ли к касту Себастьян Стэн (Зимний Солдат) и Крис Эванс (бывший Капитан Америка), также не ясно.

СМИ сообщают, что написанием сценария к «Капитану Америка 4» занимались создатели сериала  «Сокол и Зимний солдат» Малкольм Спеллман и Далан Муссон. Режиссер для нового фильма о супергерое Marvel еще не назначен.

МВД России выступило с предложением упростить процедуру техосмотра

МВД выступило с рядом предложений по упрощению техосмотра. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на текст протокола совещания в Минэкономики, на котором обсуждалась дальнейшая реформа процедуры.

Согласно документу, министерство предлагает отказаться от проверки коррозии элементов тормозной системы, наличия повреждений тормозных трубопроводов, способности стеклоомывателя подавать жидкость в зону очистки стекла. Также в ведомстве не считают необходимым проверять наличие в транспортном средстве аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя. От измерения уровня выпускной системы и загрязняющих веществ в выхлопе тоже хотят отказаться. Помимо этого, при техосмотре можно будет не обращать внимания на трещины на ветровом стекле с водительской стороны.

Проверку наличия каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, аккумулятора и наличие мест для установки государственных регистрационных знаков также предлагается отменить. Отмечается, что данные меры должны помочь сократить время ТО и снизить финансовую нагрузку на операторов.

Ранее сообщалось, что Минтранс России запланировал ужесточить требования к фотографированию транспортных средств на техосмотре (ТО). Таким образом, в ведомстве хотят бороться с поддельными дорожными картами. Так, кадры запретят редактировать, а при процессе съемки рядом с автомобилем должен будет присутствовать технический эксперт. Предполагается, что более строгие требования к фотографиям авто на техосмотре предотвратят мошенничество, при котором машина не появляется на проверке, а диагностическую карту при этом оформляют онлайн.

В Новгородской области на конкурсе грантов аграрии представили поекты развития молочных ферм

17 августа заместитель председателя правительства региона Тимофей Гусев провел заседание конкурсной комиссии по отбору малых форм хозяйствования для предоставления грантовой поддержки. На рассмотрение членов комиссии было представлено семь бизнес-проектов по развитию семейных ферм и два – по формированию технической базы сельхозкооперативов «Темп» и «Ильмень», работающих в Окуловском и Новгородском районах.

Проекты защищали семейные фермы из Батецкого, Крестецкого, Чудовского, Старорусского, Шимского, Мошенского районов. Большинство из них уже участвовали в конкурсе грантов как начинающие фермеры и достигли хороших результатов. В основном, бизнес-планы касаются молочного производства.

Так, молодой батецкий фермер Батыр Аманмырадов, который уверенно развивает свое хозяйство, рассчитывает получить грант на строительство хранилища для сена и на увеличение поголовья коров. Это позволит ему поднять производство молока до 300 тонн в год.

Глава КФХ Илья Александров из Крестецкого района, который после реализации гранта начинающего фермера создал семейное хозяйство, планирует ввести в строй еще одну ферму. Господдержка ему нужна, чтобы оборудовать помещение для содержания и доения коров и увеличить производство молока.

Глава семейной фермы Олег Юхнов из Старорусского района заявил на конкурсный отбор проект по строительству зерносушилки. Фермер является членом кооператива «Старорусский край» и занимается выращиванием зерновых культур для создания кормовой базы. В хозяйстве – более тысячи гектаров земли, есть сельхозтехника, здания хранилищ. Зерносушилка позволит выйти на более высокий уровень производства фуражного зерна.

Кооператив «Ильмень» защищал проект по созданию в Новгородском районе центра предпродажной подготовки овощей. Сельхозкооператив «Тэмп» – представил членам комиссии этапы реализации бизнес-плана по организации машинно-технологической станции и склада для хранения сельхозпродукции.

Результаты конкурсного отбора объявят на этой неделе, они будут опубликованы на сайте министерства сельского хозяйства Новгородской области в разделе «Грантовая поддержка».

Добавим, что конкурс грантов проводится в регионе с 2012 года. Его бюджет за это время значительно увеличился. В 2021 году на гранты предусмотрено 53,8 млн рублей, в том числе для семейных ферм – 32 млн рублей, для СПоК – 21,8 млн руб.

Новгородская область объявлена площадкой для пилотных технологических проектов со всей России

Новгородская область стала первым и единственным субъектом, который получил статус «пилотный регион» на уровне Российской Федерации по федеральному проекту «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика». Это стало возможным, благодаря дополнительному соглашению о реализации регионального проекта «Цифровые технологии», которое подписали Минцифры России и Новгородской области.

— Мы уже несколько лет движемся к тому, чтобы стать пилотной территорией для новых технологий. Именно выстроенная система работы с инновациями позволила нам сегодня получить этот уникальный статус, которым не обладает ни один регион в стране. Теперь Новгородская область официально является стартовой площадкой для высокотехнологических компаний, – отметил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ обеспечит информирование грантополучателей со всей страны о том, что они могут пилотироваться в Новгородской области для апробации технологических решений. Если проект будет признан успешным, то в дальнейшем смогут его рекомендовать для внедрения в субъектах РФ.

На данный момент в регионе уже успешно апробированы восемь пилотных проектов. Среди них – проект по обеспечению мониторинга и контроля транспортных средств, задействованных при оказании услуг пассажирских перевозок на территории г. Великий Новгород, система мониторинга выполнения муниципального задания на уборку объектов дорожного хозяйства, формирование цифровой инновационной образовательной среды на основе аддитивных технологий 3D-моделирования и прототипирования, «Безопасный нерегулируемый пешеходный переход», «Цифровая школа Учи.ру», создание сегмента региональной системы мониторинга психологического состояния обучающихся и воспитанников (Психодиагностика), аппаратно-программный комплекс «Здоровье-Правильное питание» и «Smartschool.pro: Инновационная цифровая платформа для дошкольных образовательных учреждений».

Напомним, что реализация регионального проекта «Цифровые технологии» на территории Новгородской области предусматривает поддержку проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий.