Левиафан муниципального масштаба

Автор: Рубрика: На экране Дата публикации: Февраль 16, 2015 в 12:02 пп

Левиафан муниципального масштабаИнтересно сошлись события в реальности и в мире, созданном искусством: муниципальная реформа на пике развития совпадает с выходом ставшего широко известным фильма “Левиафан”, сюжет которого строится на противостоянии обычного жителя небольшого города и практически всесильного мэра того же населенного пункта. Сторонники и противники муниципальной реформы нашли в этой ленте подтверждения своим мнениям.

Вертикаль на проверке

Смысл реформы муниципального самоуправления изначально усматривался в представлении ее Владимиром Путиным в тексте Послания 2013 года — там разговор шел о необходимости увеличения самостоятельности местной власти за счет придания ей настоящей финансовой независимости. После законодательного оформления этого поручения регионы получили возможность выбирать принцип устройства местного властного механизма, выбирая из трех моделей. В рамках первой модели мэр избирается путем прямых выборов. Вторая предусматривает избрание из числа депутатов местного совета, а ограничивает власть мэра привлечением к исполнительным функциям наемного сити-менеджера. Третья модель предполагает, что мэр будет избираться из депутатов или из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор и рекомендованных комиссией.
Особо следует отметить, что новый закон определил закрепление за местной властью ряда четко определенных функций. Все, выходящее за рамки этого перечня, поручается либо властям субъекта федерации, либо местной власти, критерием служит наличие средств на исполнение этих задач.
Таким образом, в законе можно проследить логику первоначальной инициативы: придание власти самостоятельности при одновременном повышении уровня ответственности и наличии эффективного механизма контроля. С точки зрения федеральных властей это совершенно оправдано — центр не должен постоянно разбираться в тонкостях взаимоотношений всех муниципальных образований, которых в стране более 2,5 тысяч. Оставлять же их без контроля, означает формировать новый корпус удельных князей на вотчинах. Новая система представляет собой баланс противовесов и схему солидарной ответственности на уровне местных и региональных властей.

Местный царьки

Возникла интересная ситуация — приняв как должное принцип самостоятельности, в течение 2014 года мэры в ряде муниципальных образований решили игнорировать разделение полномочий. Это спровоцировало ряд конфликтов регионального масштаба, что видно на примере Екатеринбурга (мэр Евгений Ройзман) и Нарьян-Мара (мэр Татьяна Федорова). При этом конфликты не одинаковы — каждый из мэров избрал собственный путь.
Евгений Ройзман — фигура, ставшая центром нескольких эффектных скандалов. его постоянно упоминают в связи с контактами криминального происхождения, его стараниями город лишился права проведения выставки “ЭКСПО-2020” и был на грани потери права проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Мэр активно пролоббировал строительство стадиона, отвергая реконструкцию существующего. Уже в 2014 году возник неприятный имиджевый скандал по делу о насильственной смерти пенсионерки. в убийстве которой подозревали соратника Ройзмана, городского депутата Кинева, который и получил от него мандат после назначения на должность мэра. Раздавались голоса за лишение мэра полномочий.
Несмотря на все эти скандалы, Ройзман явно не собирается покидать пост — он успешно организовал слушания по вопросу проведения муниципальной реформы, что сделало невозможным разделение города на отдельные образования и снижение уровня его влияния.

В заботах о своих

Город Нарьян-Мар очень похож на декорации к “Левиафану”. Власть явно не справляется с обязанностями по уборке и содержанию дорог, не интересуется состоянием коммунальных систем, зато проводит закупки сомнительного свойства. Так, в конце прошлого года было инициировано приобретение торфа для озеленения города в количестве тысячи самосвалов. Это вызвало протесты местной общественности, так как приобретенный торф невозможно использовать до наступления тепла, которое приходит только в мае. Сопротивление власти дошло до прямых угроз активистам, которые подметили, что предприятием по озеленению руководит родственник мэра.
Мэр города Татьяна Федорова была избрана в 2012 году. Она представляла КПРФ. В отличие от Ройзмана, она предпочла публичные методы подавления изменений — видимость старта муниципальной реформы состояла в принятии решения об избрании мэра из состава городского совета депутатов, договоренности с региональными властями о перераспределении полномочий. Но технически не произошло передачи муниципальной собственности на другой уровень, что делает процедуру не имеющей смысла. Населению от этого только хуже — у местной власти нет средств на решение большинства текущих вопросов.
Особенно остро стоит проблема коммуникаций — зима в городе морозная, реконструкция ведется плохо, но подряды исправно получает фирма, руководителем которой числится племянница мэра. А осуществление закупок поручено предприятию, в котором не последнее место занимает брат мэра. Что будет в таких с городскими котельными и сетями — большой вопрос.
Татьяна Федорова проявила серьезную активность, стремясь сохранить муниципальную собственность — она даже подняла этот вопрос на встрече с Вячеславом Володиным, который жестко пресек разговор, сказав, что приходится выбирать между борьбой за власть и влияние и реальной помощью населению.

Свои становятся чужими

Попытки сохранения влияния на местах сталкиваются с проблемами — 22 региона вынесли решения отказаться от прямых выборов глав субъектов независимо от партийной принадлежности мэров. Примером тому служит Архангельск — там депутаты практически в один голос приняли такое решение, несмотря на работу, проведенные эмиссарами местного мэра Виктора Павленко (“Единая Россия). Попытки срыва заседания не удались, как и варианты с двойным отсутствием необходимого большинства.
Депутаты были вдохновлены потоком жалоб населения на недостатки в работе коммунальных служб, замечания общественности по поводу расходования средств на строительство. При этом, участие в протестной кампании приняли представители дочерней по отношению к “Единой России” ОНФ — мэрии высказали претензии в расходовании средств не по назначенным целям на сумму в полумиллиарда рублей. Одновременно возникли вопросы к мэру по поводу планов постройки крематория — одно такое здание в городе строит инвестор, потому 65 миллионов рублей на новое вызвали претензии. Вопросы задавались и поводу проекта на 100 миллионов рублей, поскольку запланированный транспортный терминал по факту оказывался торговым центром.
Более всего городские власти выслушали претензий по поводу жилья — расселение ветхого жилья стало предметом судебных разбирательств и соответствующих решений в половине из 3268 случаев, при этом и такого рода решения не исполняются со ссылками на нехватку фондов. при этом людей переселяют в дома ненадлежащего качества, мало отличные от покинутых. Мэрией было привлечено кредитных средств на сумму 3,3 миллиарда рублей для покрытия бюджетного дефицита, но следов денег найти не удалось, а обслуживание долгов обошлось в 160 миллионов рублей.

От слов к делу

Возникает вопрос — может ли при такой реализации реформа стать действительно современной реальностью, а не новым воплощением средневековой вотчинности? Для оценки потребуется много времени, а в регионах продолжает поднимать головы многоликий Левиафан, с которым сложно бороться немногочисленными законными средствами.
На местах необходимы решения не столько теоретического, сколько конкретного характера, связанного с заинтересованностью правоохранительных органов в наведении порядка и реальном поддержании законности. Без активности в этом направлении не будет никакого эффекта в противодействии коррупции, кумовству и удельному княжению. Применение принципа неотвратимости наказания должно быть общественной, юридической и общественной нормой. А ведь принцип неотвратимости наказания никто не отменял, и как говорил герой Владимира Высоцкого в известном фильме: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Собственно, инициатива Владимира Пути в части реформирования муниципальной власти направлена именно на достижение этих целей.


Один отзыв на «Левиафан муниципального масштаба»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

16+