Главная > За экраном > Сцена после титров из блокбастера «Черный Адам» появилась в сети Интернет

Сцена после титров из блокбастера «Черный Адам» появилась в сети Интернет

В Интернете появились кадры сцена после титров фильма «Черный Адам». Не так давно в Нью-Йорке прошел премьерный показ работы. Многие зрители, которые посмотрели фильм, отметили четкий и хороший сюжет, прекрасную игру актера Дуэйна Джонсона, экшен и отличную работу режиссеров. А сцена после титров, которая подтвердила недавние слухи, привела зрителей в восторг.

Все дело в том, что в долгожданной сцене после титров появляется Супермен, которого сыграл Генри Кавил. Это указывает на то, что он снова вернулся в киновселенную. Уже появились слухи о том, что начались переговоры с актером и студией о съемках сиквела «Человека из стали».

Группа Queen представила неизвестную песню с вокалом Фредди Меркьюри

Участники рок-группы Queen опубликовали неизданную песню Face It Alone с вокалом покойного лидера коллектива Фредди Меркьюри. Трек можно скачать на стриминговых платформах Apple Music и Spotify, а также на YouTube.

Композиция записывалась в 1988 году во время работы над альбомом The Miracle, Восстановленный трек будет включен в сборник, в который также войдут записи бесед музыкантов на студиях в Лондоне, а также швейцарском Монтре.

Предыдущие песни с вокалом Меркьюри вышли в альбоме Queen Forever. На пластинке представлены три ранее неизданные композиции, записанные с участием вокалиста: Let Me In Your Heart Again, Love Kills и There Must Be More To Life Than This.

Жизнь проходит – жизнь остается

Татьяна Товаровская «Английские истории: сборник». СПб: Изд-во «Четыре», 2022

Если бы Сергей Довлатов писал свои эмигрантские рассказы в стихах, то они, пожалуй, чем-то отдаленно напоминали бы представляемый поэтический сборник Татьяны Товаровской «Английские истории». Каждое стихотворение здесь (часть из которых по объему скорее напоминают небольшую поэму) – это отдельное законченное повествование, облаченное в рифму. Человек интересной судьбы и богатого жизненного опыта, автор посвящает свою книгу длительному периоду своей жизни, который она вместе с семьей провела вдалеке от родины, в Туманном Альбионе, в английском графстве Хэмпшир. Посвятив много лет работе в тамошней социальной службе помощи пожилым людям, испытывающим проблемы со здоровьем, Татьяна Товаровская в своих стихах-рассказах выводит собирательные портреты бывших подопечных, а также их родных, знакомых, соседей. Иными словами – всех тех многочисленных английских дам и джентльменов, которых она наблюдала вокруг себя, будучи, с одной стороны, уже органичной частью их общества, а с другой – до некоторой степени оставаясь в душе отстраненным наблюдателем, иностранкой, сохранившей тесную духовную связь с покинутой Россией.

Используя все тот же «довлатовский» прием легкости повествования, Татьяна Товаровская рисует своих героев именно такими, какими мы обычно представляем себе истинных англичан: немного чопорными, немного забавными, верными традициям и весьма трогательными в своих привычках и устремлениях. Вот одна из многочисленных зарисовок того английского провинциального быта, которым дышит эта небольшая книга от первой до последней страницы:

У маленькой церкви улыбки, объятья,

И фраки, и шляпки, и белое платье.

Со вкусом продуманы были детали,

А внуки стихи молодым прочитали.

Застолье бурлит с простотой деревенской.

Привычные шутки над долею женской

Сменили уже разговоры о быте.

Намечены даты семейных событий…

Пожилая пара Питер и Элис «Пьют чай, поливают свои цветники» и горько оплакивают старую кошку Мэй, которая после отъезда выросших детей служила главным предметом их забот и переживаний. У респектабельных супругов Смитов и вовсе на старости лет вышел громкий конфуз – «…Ларри ушёл. К джентльмену», заявив дражайшей супруге: «Я ведь честно семейному плену /Свои лучшие годы отдал». А девушка Вики «…вечно смотрит на облака – /Так нежна, так трепетна, так хрупка…», покинутая матерью в раннем детстве, она находит свою любовь и прощает все прежние обиды. И каждая из таких незамысловатых «английских историй», которые, конечно же, повсеместно случаются не только в Англии, а по всему земному шару, наделена особым шармом благодаря тому «книжно-сериальному» антуражу, которого мы ждем каждый раз, когда хотим окунуться в чужую «заграничную» жизнь:

Славно утром в саду выпить кофе вдвоем,

Обсуждая неспешно вчерашний прием,

Свои планы, наследников, шкаф в гараже

И художницу – новую их протеже.

В нашем мире непрочном – имейте в виду –

Очень важно, чтоб кто-то пил кофе в саду

И смотрел на листву посреди кутерьмы.

Ничего, что сейчас это вовсе не мы.

Игривые, ироничные стихотворные зарисовки Татьяны Товаровской неизменно вызывают улыбку, но в то же время они грустны. Ведь в каждом из стихотворений стремительно проносится жизнь, герои стареют, болеют, порой даже оставляют сей бренный мир, напоминая нам об эфемерности бытия и неизбежности известного финала. Однако вся эта смесь понятных, знакомых чувств – светлая печаль, тяга к воспоминаниям, завуалированная улыбкой экзистенциальная тревога «На фоне неизбежного заката» – свойственная не только персонажам, но и самой лирической героине, образ которой все отчетливее проступает перед читателем к концу книги, все же остается жизнеутверждающей. Поколения сменяют поколения, старики заканчивают свои дни в окружении детей и внуков, и даже когда жизнь уходит – она остается.

Обгоняй же меня на склоне,

«Фолькс» семейного образца!

Пусть на заднем мелькнут в салоне

Два довольных детских лица…

– пишет в одном из последних стихотворений сборника автор, тихо затворяя перед нами дверь в воспоминания и распахивая окно в будущее, летящее по дороге времени в каждой «семейной машине»…

Марианна Марговская,

член Союза писателей России

Заказать печатную книгу можно в магазине Лабиринт, на ОЗОН, электронная версия на ЛитРес.

Тайны «горного льна», или Волшебные технологии древности

История технологического развития человечества началась отнюдь не в середине XVIII века вместе со стартом индустриальной революции. То, что мы воспринимаем сегодня исключительно как завоевания науки и рационального мышления, стоит на огромном фундаменте совокупного опыта множества поколений.

Обычно в таких случаях приводят хрестоматийный пример изобретения колеса — современный автомобиль можно описать как невероятно комфортную, мощную и усовершенствованную повозку, которая родилась еще в середине IV тысячелетия до нашей эры. Без первой арбы, запряжённой волами, не было бы современной цивилизации в том виде, в котором мы её знаем.

Правда тут стоит оговориться: имеющаяся смысловая оппозиция индустриализации и «тёмных» веков обычно опирается на противопоставление рационального, научного мышления и мифологического сознания наших предков. То, что мы воспринимаем как утилитарную технологию, в древности часто наделялось магическим или религиозным значением. Долгие десятилетия исследователи считали упоминание о многих чудесах всего лишь легендами, плодами воображения древних, но и учёным мужам случается ошибаться. Классическим примером такой истории может служить использование асбеста.

Исторические корни асбестовых сказок

Использованию асбеста в быту человека уже много тысяч лет. На территории Северной Европы примерно с середины IV тысячелетия до нашей эры проживала культура асбестовой керамики. Находки их поселений распространены по всей Фенноскандии:

  • Швеции,
  • Норвегии,
  • Финляндии,
  • Карелии
  • и Мурманской области.

Отличительной чертой их артефактов является применение асбестового волокна, которое повышало прочность изделия и снижала объём «усадки» при обжиге. Асбестовое волокно не горит при любых температурах, не выделяет вредные пары при нагреве и крайне устойчиво к механическим повреждениям. Сегодня из него изготавливают более 300 видов промышленных изделий, в том числе шифер, фасадные плиты, трубы, накладки на тормозные колодки, снаряжение для работников горячих цехов и пожарных, а также многое другое.

Правда тут есть нюансы. В современности используется только хризотиловый асбест, который не опасен для здоровья человека при контролируемом использовании. Он представляет собой гидросиликат магния, который выводится из организма за короткий срок.

А вот его собрат, амфиболовый асбест, запрещён во всём мире. На «месте» магния он имеет железо, которое даёт ему устойчивость к кислотам. При попадании в лёгкие человека амфиболового волокна клетки-уборщики, альвеолярные макрофаги, не могут растворить его в кислоте, и оно остаётся в организме на долгие годы, что провоцирует тяжёлые заболевания.

В отличие от нас древние люди не знали различий между хризотиловым и амфиболовым волокнами, так что в керамике встречаются и те, и эти виды асбеста. Впрочем, культура асбестовой керамики просуществовала почти четыре тысячи лет — последние находки датируются примерно 500 годом до нашей эры.

Мы не знаем, как именно представители культуры асбестовой керамики воспринимали «горный лён» (так ещё называют асбест), но существенно более поздние источники однозначно говорят о мифологическом объяснении уникальных свойств этого минерала. В Древней Греции асбестовое волокно часто называли волосами саламандры, мифической ящерицы, живущей в огне. Историк Страбон писал о камнях, которые прядут «как шерсть», а Плиний Старший описывал диковинный обычай у индусов. Последние ткали саваны из некоего жаропрочного волокна, которое выдерживало не одни огненные похороны. Поговаривают, что некоторые богатые римляне также носили одежды из ткани, которую можно было бы бросить в огонь без вреда для неё.

Больше же всего историй из древности сохранилось о «вечных» лампах. Плутарх писал о вечно горящей лампе, висевшей над дверью храма Юпитера-Аммона в Египте, святой Августин упоминал в своих сочинениях древнеегипетскую «дьявольскую» лампу, которую не гасили ни вода, ни ветер. В 1401 году близ Рима была обнаружена вечно горящая лампа, стоящая в изголовье саркофага Полланта, сына Эвандра, которая горела, если считать датой её зажжения время захоронения, более двух тысяч лет. В 1500 году на острове Несида в Неаполитанском заливе нашли похожий артефакт, а во время правления императора Юстиниана над воротами Эдессы также горел неугасимый светоч.

Некоторые учёные склоняются к тому, что фитиль этих ламп был сделан из асбеста, а вот масло в них регулярно подливалось. В XVII веке учёный иезуит Афанасий Кирхер написал следующее:

«В Египте имеются богатые местонахождения асфальта и нефти. Что делали хитроумные жрецы? Они подсоединяли тайными трубами участки источника нефти к одной или нескольким лампам с асбестовыми фитилями! Эти-то лампы и горели вечным пламенем. С моей точки зрения, это наиболее верное решение загадки сверхъестественного долготерпения этих ламп».

В текстах самих египтян вечный свет ламп объясняется божественной милостью.

Легендарные артефакты

Пройдя через начало времен и античность, асбест превратился в диковинку. Есть легенда о негорящей скатерти Карла Великого. Он устраивал пышные пиры, а затем заляпанную соусами, жиром и вином скатерть бросал в огонь. Пламя уничтожало следы трапезы, а ткань оставалась совершенно чистой. Подобный артефакт подарил Петру I русский промышленник Акинфий Демидов спустя несколько сотен лет. Правда это была не только утончённая лесть самодержцу, но и демонстрация потенциала добычи полезных ископаемых в Уральских горах. Не обходилось и без намеренного надувательства. Известно, что монахи Монте-Кассини приобрели некое полотенце, которым Иисус Христос якобы обтирал ноги своих учеников. Доказательством подлинности реликвии была её огнеупорность.

Гипноз чудесных свойств асбеста путешествовал через века, убеждая многих в своем «волшебном» происхождении. В эпоху разума всё изменилось. В то, что асбест — это волосы саламандры, никто не верил, но его действительно уникальные свойства нашли своё применение. Бенджамин Франклин в пору финансовых трудностей поправил своё положение, продав свой кошелёк из асбестовой ткани. На вырученные деньги он смог прожить несколько месяцев. «Горный лён» стал цениться всё больше и больше, понемногу проникая в промышленность.

Напоследок можно отметить любопытный факт. В октябре 1972 года неизвестный проник в часовню, где хранилась знаменитая Туринская плащаница — ткань, которой якобы обернули тело Иисуса Христа после его смерти. Злоумышленник поджёг здание, но предмет веры остался невредимым. Позднее полиция выяснила, что преступление было совершено с использованием напалма и других химических соединений, усиливающих температуру пламени. О чуде спасения христианской реликвии незамедлительно протрубили во всех газетах… сделав краткое упоминание о том, что крышка контейнера с плащаницей была сделана из асбеста. Так минерал, овеянный легендами с каменного века, защитил религиозную святыню для миллионов католиков.

EcoFlow продемонстрировала возможности портативные зарядные станций на этнофестивале FOURE

На международном этнофестивале FOURE посетителям были предоставлены портативные зарядные станции EcoFlow. Размещенные по всей территории мероприятия, они помогли зарядить различные устройства участников «зеленой» возобновляемой энергией. В рамках фестиваля зарядные станции EcoFlow применялись, например, для бесперебойной работы электрических велосипедов и самокатов, а также для работы звукового оборудования во время проведения занятий по йоге.

Глава европейского отдела компании EcoFlow Райан Син, комментируя событие, отметила, что участие компании в этнофестивале FOURE в очередной раз продемонстрировало, насколько удобной и легкой становится жизнь, когда есть возможность подзарядить в любой момент свои гаджеты с помощью портативных зарядных станций EcoFlow. Посетители фестиваля FOURE – поклонники активного отдыха на природе, и EcoFlow обеспечила им возможность, не отвлекаясь на поиск розетки для подзарядки устройств, совершать велопрогулки на электромопедах, использовать колонки и мини-холодильники во время мастер-классов по йоге и пикников.

Состоявшийся в августе 2022 года в Алматы ежегодный фестиваль FOURE, отличающийся своей самобытностью, посетили свыше 5000 человек. В рамках фестиваля было организовано множество развивающих лекториев, творческих площадок, подготовлена насыщенная музыкальная программа.

«Норникель» назвал сроки запуска самого масштабного экологического проекта России

В рамках стартовавшего в Москве IX Экологического форума представители российского горно-металлургического гиганта рассказали экспертному сообществу об этапах реализации «Серной программы». Эта не имеющая аналогов экологическая инициатива «Норникеля» стала одним из основных мероприятий федерального проекта «Чистый воздух».

Масштабный экологический проект, предусматривающий поэтапное сокращение выбросов в атмосферу диоксида серы, на пленарном заседании форума представил вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнев. Ради достижения поставленных целей — в частности, формирования экологически чистого производства — в рамках реализации «Серной программы» ГМК уже остановила ряд устаревших промышленных подразделений. Например, закрытие плавильных печей в поселке Никель и металлургического цеха в Мончегорске дали компании возможность уменьшить объем серных выбросов на Кольском полуострове почти на 90% по сравнению с 2015 годом. Но и это не все: последние годы «Норникель» вплотную занят тотальной модернизацией своих производственных мощностей на Надеждинском металлургическом и Медном заводах. «Остается два производства, которые выбрасывают большое количество диоксида серы в атмосферу, — НМЗ и Медный завод. Решить проблему призван амбициозный и при этом самый необходимый и абсолютно социальный проект «Серная программа». В нем нет никакой экономики. Он направлен на то, чтобы снизить почти до нуля выбросы в атмосферу. Масштаб его впечатляющий – на реализацию выделено 250 миллиардов рублей», – пояснил вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля».

«Серная программа» действительно является «абсолютно социальным проектом». Предполагается, что прямой экономический эффект от ее реализации будет отрицательным. Однако в долгосрочной перспективе «Норникель» исходит из того, что соответствие лучшим стандартам в области экологии будет способствовать росту капитализации компании. В том числе — за счёт повышения ее ESG-рейтингов. Как раз на четкую и стабильную долгосрочную перспективу ГМК обратила внимание и глава Росприроднадзора Светлана Радионова. «У «Норникеля» была и есть понятная длительная экологическая перспектива. Компания продолжает вкладывать, согласно принятой стратегии, ресурсы, время. Иногда даже делает движения с избытком. Но это задел на будущее», — отметила руководитель федерального ведомства.

Львиная доля выделенных в рамка проекта средств пойдут на внедрение технологии улавливания диоксида серы в серную кислоту и её последующей нейтрализации на месте (переработка в гипс). Такое производство уже успешно опробовано на сотнях установок по всему миру на протяжении десятков лет. Этот метод позволяет улавливать 99% газа с агрегатов, на которых установлено соответствующее оборудование. Согласно планам «Норникеля», сероутилизационное производство на Надеждинском металлургическом заводе начнет работать уже в будущем году. В результате почти 2,5 млн тонн серной кислоты будут переработаны в нейтральный гипс, что позволит сразу вдвое сократить вредные выбросы. «Если говорить про второй этап, то здесь, к сожалению, необходимо перепроектирование. На Медном заводе «Серную программу» планировалось завершить в 2025 году. Но мы столкнулись с тем, что проект потребовал другого оборудования. Сейчас этот вопрос прорабатывается. Компания намерена реализовать этот проект», – пообещал Станислав Селезнев.

Всего же на реализацию различных экологических проектов «Норникель» до 2030 года направит более 440 миллиардов рублей. Помимо сокращения выбросов диоксида серы, экологическая программа ГМК включает сбор отходов и рекультивацию земель в Норильском промышленном районе, строительство очистных сооружений.

Митап по маркетингу и рекламе собрал около 30 спикеров и более 500 участников

В Москве стартовала серия конференций-митапов, посвященных взаимодействию системы высшего образования и креативного бизнеса. Первая встреча состоялась 7 октября в Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП). В качестве главной темы обсуждались маркетинг, реклама и коммуникации, при этом затронут оказался самый широкий круг вопросов российской креативной экономики.

О том, что есть необходимость в коллаборации креативного бизнеса и системы высшего образования стало понятно на форуме «Российская креативная неделя». Об этом рассказала руководитель Роскультцентра, директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова. На форуме озвучили проблемы — необходимо привести в соответствие степень подготовки молодых кадров запросам существующего рынка.

Роскультцентр провел опрос топ-менеджмента в сфере маркетинга, рекламы и коммуникаций, который подтвердил, что необходимо проектировать новые модели образовательных технологий. «Креативные индустрии давно сформулировали запрос на изменения в системе образования. Этот запрос ярко выражен в молодежной среде. Высшее образование малоадаптивно, а ряд специалистов не готовит вовсе. С одной стороны, это создает возможности для частного образования, с другой для государственного, которое тоже должно меняться», — рассказал на митап-конференции заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский.

Митап по маркетингу и рекламе собрал около 30 спикеров и более 500 участников из Москвы и других регионов.  «Чем уникален митап – он позволяет сэкономить время в проработке вопросов, аккумулируя в одно время в одном месте все точки зрения, это точка сборки бизнеса и Министерства образования, а также вузов и Администрации Президента РФ», — пояснила Марина Абрамова. К онлайн трансляции подключились вузы со всей страны — на базе федерального опыта они смогут провести митапы с участием бизнеса на региональном уровне совместно с Роскультцентром при поддержке АНО «Креативная экономика,  Администрации Президента РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, МОО «Ассоциация менеджеров».

Как рассказал на митапе Виктор Калинин, заместитель директора Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ, сегодня в России нет даже профстандарта «Маркетинг», поэтому в одних вузах он проходит по ведомству менеджмента, в других – торгового дела. Виктор Калинин отметил, что реклама и маркетинг, наряду с литературно-издательским делом и разработкой видеоигр, которые будут обсуждаться на следующих встречах в Московском Политехе и МИРЭА – сквозная индустрия для всей креативной экономики. «Это основа развития кооперации в гуманитарной сфере. Министерство отдает приоритет развитию технологического предпринимательства в университетах. Для гуманитарных же вузов фокус на креативных индустриях может стать залогом модернизации образовательных программ, их адаптации к потребностям рынка», — отметил он.

Важность креативных направлений и их включенность в образовательные программы технических университетов отметил ректор МГУПП Михаил Балыхин «Наш подход основан на том, чтобы всë пространство университета было площадкой для развития каждого студента, сотрудника и гостя. Совместно с бизнес-партнерами мы создали в университете среду для того, чтобы развивать креативность: это лаборатории, производства, это формат индивидуальных образовательных траекторий, когда студент сам выбирает, что ему ближе. Несмотря на то, что МГУПП — технический университет, у нас есть такие интересные, сквозные специальности как технология полиграфического и упаковочного производства и менеджмент. И у каждого сквозного трека обязательно есть наставник и партнёр. Таким образом, сейчас для всех технических и технологических инженерных специальностей мы выстраиваем модель сквозных компетенций в области промышленного дизайна, креативных индустрий»

Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Людмила Цой отметила, что сама концепция креативных индустрий для многих непривычна. «То, что многие считают культурой, мы рассматриваем через призму бизнеса. Наша задача сделать так, чтобы бизнес выжил и чувствовал себя хорошо.».

Завершая дискуссию, Марина Абрамова отметила, что в текущих реалиях «бизнес сам себе университет»: самостоятельно обучает молодые кадры, вкладывает инвестиции, реализует образовательные проекты, например, созданы атласы, глоссарии, связанные с маркетингом и коммуникациями: всё это может взять в работу и распространить между всеми вузами профильное министерство. Для того чтобы изменить ситуацию все предложения, высказанные в ходе митапа, будут суммированы в итоговом документе и станут отправной точкой для дальнейшей работы. Все предложения будут проанализированы, итоговая резолюция поступит в Министерство науки и высшего образования РФ и Администрацию Президента РФ, инициативы перейдут в практическую плоскость.

Качество XPS ТЕХНОНИКОЛЬ для строительства федеральных железных дорог отмечено сертификатом

Сертификатом соответствия в Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте подтверждено качество плит XPS ТЕХНОНИКОЛЬ. Это значит, что жестким требованиям, предъявляемым к материалам при строительстве железных дорог, продукция XPS ТЕХНОНИКОЛЬ отвечает максимально.

Директор по развитию «Полимерная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ Дмитрий Михайлиди отметил, что использование теплоизоляции из экструзионного пенополистирола (XPS) – прогрессивный метод, способствующий снижению сил морозного пучения и сохранению мерзлых грунтов в проектном состоянии. По его словам, теплоизоляционный слой обеспечивает безопасность и сохранность полотна, а также продлевает срок службы железной дороги.

XPS ТЕХНОНИКОЛЬ имеет высокую прочность и низкий коэффициент теплопроводности, выдерживает экстремальные нагрузки от 450 кПа при 5 % линейной деформации. Вместе с тем он обладает высокой прочностью при многократно приложенной динамической нагрузке не более 2% при не менее чем 2 млн циклов – это имитирует работу материала при воздействии от подвижного состава. Благодаря этим характеристикам материал даже в условиях высоких нагрузок от железнодорожных составов успешно защищает железнодорожное полотно от промерзания и сохраняет эксплуатационные свойства.

Плиты XPS ТЕХНОНИКОЛЬ отмечаются знаком соответствия системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте.

Технологические решения представит «АГРИСОВГАЗ» на Международной выставке-форуме «Дорога 2022»

Технологические решения для реализации пятилетнего плана дорожной деятельности – одной из самых крупных отраслевых госпрограмм последних лет – представит компания «АГРИСОВГАЗ». Крупнейший в РФ производственный комплекс развернет масштабную экспозицию на Международной специализированной выставке-форуме «Дорога 2022», которая пройдет с 12 по 14 октября 2022 года в Казани.

Компания «АГРИСОВГАЗ» расположит на площади в 110 м2 новейшие образцы дорожных конструкций, включая граненые опоры освещения, шумозащитные экраны и опоры АСУДД, высокомачтовые осветительные установки, барьерные ограждения. Это обязательные элементы магистралей и автомобильных трасс, обеспечивающие высокую степень безопасности движения транспорта. Их применение в значительной степени снижает риски возникновения дорожно-транспортных аварий и получения водителем и пассажирами автомобиля серьезных травм.

Руководитель направления дорожных конструкций компании «АГРИСОВГАЗ» Сергей Якубов прокомментировал событие, отметив, что компания обладает и готова делиться целым рядом технологических решений, которые позволяют повысить безопасность дорожного движения, сохранить жизнь и здоровье граждан за счет использования разработок в модернизации дорожной инфраструктуры России.

Династия работников уральского комбината набрала 434 года трудового стажа

Начало промышленной добычи на Баженовском месторождении хризотилового асбеста приходится на 1889 год. В 1901 были впервые применены взрывные работы, в 1904 году рядом с карьером построили первые фабрики по сортировке волокна, а в 1909 году родился Федор Иванович Горбунов. Казалось бы, как судьба крестьянского сына из небогатой семьи Уральской области связана с развитием хризотиловой промышленности в России? Однако Федор Иванович станет основателем трудовой династии работников хризотилового гиганта, который сегодня мы знаем как ПАО «Ураласбест». Совокупный опыт работы всех её 18 представителей составляет более 400 лет, и на 2022 года она является рекордсменом среди 14 династий комбината.

Федор Иванович Горбунов вместе со своей супругой Таисьей Лукиной начал работать в хризотиловой промышленности в 1933 году. В тот год рабочий поселок Асбест получил статус города, а трест «Ураласбест» был реорганизован в «Ураласбокомбинат». Ф.И. Горбунов устраивается литейщиком в механические мастерские треста «Союзасбест». За несколько лет усердного и упорного труда, он смог дополнительно получить образование и в 1935 году занял должность мастера цеха, а затем и начальника.

В 1942 году за успешное выполнение специального задания по выпуску оборонной продукции Народный комиссариат промышленности стройматериалов СССР наградил особо отличившихся рабочих и инженерно-технических работников особо почетным знаком. Из 18 работников завода четверо были из чугунолитейного цеха, в том числе и начальник Ф.И. Горбунов. В 1943 году на механическом заводе впервые было освоено производство бессемеровской стали, необходимой для выпуска орудий и боевой техники. После Великой Отечественной Войны на комбинат «Ураласбест» устроилась младшая сестра Федора Ивановича, Евдокия Ивановна, прошедшая огонь и воду на фронте – она была медсестрой. В мирной жизни Евдокия Ивановна примерила на себя роль бухгалтера, отработав в этой сфере 32 года. Её муж, Иван Михайлович Вараксин, 44 года отработал на РМЗ, руководил сменой токарей в механосборочном цехе №1, заслужил звание «Ветеран труда», а их дочь, Светлана Ивановна Косолапова (Вараксина) 38 лет трудилась в заводской лаборатории, в 2005 году ей присвоено звание «Почетный работник комбината «Ураласбест». Но и выйдя на заслуженный отдых, не оставила родное предприятие, более 15 лет возглавляет заводской Совет ветеранов. Всего 18 родственников и потомков Федора Ивановича Горбунова отработали на комбинате 434 года, и среди десяти его внуков также есть заслуженные работники предприятия.

Трудовые династии на комбинате «Ураласбест» — это показатель как стабильности самого предприятия, так и развития хризотиловой отрасли в России. На основе хризотилового волокна изготавливают более 300 видов продукции, в том числе всем знакомый шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, накладки на тормозные колодки, термоизолирующие материалы и многое другое. Надежная, долговечная и безопасная продукция широко востребована на российском внутреннем рынке, а также за рубежом. Именно поэтому комбинаты по добыче хризотилового волокна развиваются десятки лет (в 2022 году комбинат «Ураласбест» отмечает свое 100-летие), а люди готовы идти по стопам своих родителей.

В Мурманске стартовал форум «Государственно-частное партнерство в сфере устойчивого развития коренных народов»

В кругу приоритетных задач этого масштабного мероприятия, организованного при участии компании «Норильский никель», — рассмотрение вопросов всесторонней государственной поддержки, соблюдения прав и сохранения уникальной культуры КМНС, а также поиск возможностей для эффективного взаимодействия бизнеса и коренного населения. Участники форума получат шанс выработать предложения, которые позволят государству модернизировать сложившиеся практики регулирования вопросов, касающихся содействия развитию малочисленных народов.

В России сегодня проживают 47 коренных малочисленных народов. В силу образа их жизни, отдаленности расселения и традиционных способов самообеспечения они более уязвимы по сравнению с остальным населением страны. Каждый из этих народов практически ежедневно сталкивается с различными вызовами. Помощь в решении этих вызовов зачастую берут на себя крупные российские компании, ведущие свою производственную деятельность в тех же регионах. И это абсолютно правильно, считают в «Норникеле». Такой грамотный подход помогает не только наладить тесный контакт с представителями местных национальных сообществ, но и дает возможность обрести в их лице надежных союзников. Социально-ответственная компания всегда найдет способ улучшить свои производственные показатели, сумев параллельно повысить качество жизни местного населения. «Правильный тезис — важно найти баланс между тем, чтобы не останавливалось экономическое развитие и тем, чтобы мы сохранили тот уникальный образ жизни, который ведут коренные малочисленные народы, и в России накоплен большой опыт взаимодействия малочисленных народов и бизнеса. Отдельный вопрос — формирование «социальной лицензии» на промышленную деятельность на традиционных землях обитания коренных народов», — отметил в своем выступлении на форуме руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов».

И такая «социальная лицензия» у «Норникеля» есть. Она сформировалась за многие годы  честного выстраивания отношений взаимовыручки с представителями коренных народов. ГМК на сегодняшний день реализованы сотни проектов, направленных на поддержку и развитие малочисленных общин Севера. Помощь местным национальным сообществам даже стала частью глобальной стратегии горно-металлургического гиганта в области устойчивого развития. В рамках этой стратегии компания уже не первый год реализует комплексную программу, направленную на поддержку самобытных этнокультур коренного населения, традиционного уклада их жизни и хозяйственной деятельности. На реализацию предусмотренных программой мероприятий «Норникель» выделил баснословные 2,2 млрд рублей. «Наши партнерские программы направлены на социально-экономическое развитие коренных народов. Мы не просто финансируем, а даем возможность создавать добавленную стоимость продукции при хозяйственной деятельности. Также очень важно уделять внимание в приоритетном порядке развитию человеческого капитала – языку, культуре, ремеслу коренных народов», — отметил председатель совета директоров «Норникеля» Андрей Бугров.

Не удивительно, что сегодня государство видит в лице «Норникеля» одного из своих самых надежных и добросовестных партнеров в вопросах содействия развитию коренных народов. «Там, где вопросами развития коренных народов занимаются такие крупные компании, как «Норникель», мы понимаем, что результат будет и в Красноярском крае, и в Мурманской области», — подчеркнул председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Геннадий Семигин.