Главная > На экране > IREX провел исследование развития СМИ в Европе и Евразии

IREX провел исследование развития СМИ в Европе и Евразии

Индийские газеты продолжают бороться с предубеждениями о бедности и политикеВ условиях ухудшающегося или попросту инертного состояния СМИ в некоторых странах Восточной Европы и постсоветского пространства понемногу начинают возникать положительные тенденции, и это свидетельствует о том, что надежды на свободу слова и качественный журналист в этом регионе не полностью потеряны. Тем не менее, серьезные проблемы здесь по-прежнему имеются. Эти и другие выводы представлены в составленном IREX Индексе устойчивости СМИ в Европе и Евразии-2015 (MSI). Полный отчет о результатах исследования см. на http://www.irex.org/msi.

В частности, отмечается, что в последние годы стабильно прогрессируют Албания, Армения и Молдова. Улучшилась ситуация и в Украине после свержения режима Януковича. Грузия и Хорватия продолжают удерживать относительно прочные позиции. Даже Македония, в которой на протяжении семи лет СМИ находились в упадочном состоянии, продемонстрировала умеренные улучшения.

Однако в некоторых странах региона признаки улучшений являются лишь незначительными отклонениями от нисходящей траектории или оказываются неспособны победить инертную враждебность к свободной прессе. К примеру, в Беларуси в последние месяцы давление на прессу несколько снизилось, однако предстоящие в конце 2015 года президентские выборы, скорее всего, вызовут очередную волну угнетения.

Индекс MSI оценивает состояние медийного сектора страны по пяти ключевым компонентам, включая правовую среду, качество журналистской работы и практические методы управления СМИ.

Источники дохода и финансы остаются основными препятствиями в работе масс-медиа этого региона. «На сегодняшний день силовой подход к контролю информации уже вышел из моды, хотя некоторые страны по-прежнему остаются ему верны», — отметил Леон Морзе (Leon Morse), управляющий редактор MSI.  «В остальных же наблюдаются похожие тенденции: важные СМИ принадлежат союзникам правящих партий, а независимые масс-медиа страдают от недостатка рекламы или не имеют доступа новым возможностям цифрового вещания из-за сомнительной политики лицензирования», — заключил он.

Один из исследователей MSI в Хорватии так объяснил истоки существующих проблем: «Подобный стойкий кризис медийного сектора является результатом сочетания ограниченности рекламного рынка и неспособности руководства СМИ справляться с новой рыночной средой.  На начальном этапе кризиса руководители некоторых печатных масс-медиа пытались бороться с тенденцией к сокращению тиражей посредством упрощения содержания, что привело к потере доверия средствам массовой информации и дальнейшему падению тиражей».

Агентство международного развития США финансирует исследования MSI в 21 стране Европы и Евразии. Индекс устойчивости СМИ (MSI) – это авторитетная оценка всемирного «здоровья» СМИ, на протяжении вот уже более десяти лет предоставляющая финансирующим организациям, защитникам СМИ, региональным профессионалам и ученым неоценимые данные.