Главная > Что сказал бы Уилл? > Экстремистские игры

Экстремистские игры

Александр Чаусов Экстремистские игрыНесколько дней назад я задался вопросом — какое место занимают игры (компьютерные и настольные) занимают в человеческой культуре? Сегодня уже есть компьютерные игры, которые можно бы уже изучать, как объекты серьёзного гуманитарного исследования, а не только как некий программный код. Кстати, в Европе и США подобные дисциплины в какой-то форме уже есть.

Проблем здесь несколько. Во-первых, это преподаватели-академисты, для большинства из которых игры — это не культурный пласт, не объект исследования, а нечто несерьезное, малозначимое. Во-вторых, это сама проблема метода. Игры интерактивны. И интерактивность — это, если мы говорим об игре, как о художественном произведении, тот главный механизм, который позволяет человеку быть сопричастным реалиям игры. Полноценно увидеть содержание произведения. Ну, а тут уже понятно, что не только преподаватели, но и далеко не все студенты — великие «геймеры». Отсюда проблема — как, собственно, «преподавать игру»?

Еще пару дней назад для меня это было неким отвлеченным теоретизированием на тему методики и методологии гуманитарного научного исследования и преподавательских методик в среднестатистическом российском вузе. Однако жизнь интереснее любой игры и порой предоставляет самые непредсказуемы инфоповоды. Например, вчера, сам того не подозревая, доктор шариатских наук, декан отделения исламского богословия Московского исламского университета Магомедбасир Шамилович Гасанов круто «прошелся» по весьма популярной игровой вселенной «Warhammer 40 000». На вопрос о религиозном экстремизме Магомедбасир Шамилович высказался, в том числе, и вот так: «К радикалам также можно отнести европейских инквизиторов, таких как «серые рыцари», «караул смерти», «сестры битвы» и им подобные группировки, которые очень много пролили невинной крови христианской и нехристианской». Чтобы вы понимали «серые рыцари», «сестры битвы» и «караул смерти» — это боевые фракции игровой вселенной «Wh40k». К католической инквизиции они отношения не имеют ровным счетом никакого. Хотя бы потому, что католическая инквизиция — это явление историческое, а Священная Инквизиция Империума Человечества — это организация вымышленная.

По этому поводу уже высказался исламовед Роман Силантьев. Правда, зачем-то орков из «Вархаммера» он назвал «варгхоббитами» («ваагх!!!» — боевой клич, название орды и еще множества ключевых явлений для жизни орков в «Вархаммере»). Что как-то странно хотя бы потому, что орки в этой игровой вселенной здоровые, под два с половиной метра ростом. А хоббиты, если мне память не изменяет, маленькие. К тому же, хоббиты размножаются как люди, а орки, как грибы, спорами.

Роман Силантьев, думается мне, пошутил, когда сказал, что теперь вселенная «Warhammer» может подвергнуться критике, как исламофобская. С тем же успехом можно запретить шахматы. Во-первых, за расизм. Там есть чёрные и белые. Во-вторых, за нецензурную лексику. Большинство шахматных партий заканчиваются чем? Правильно, матом.

К тому же, помимо «инквизиторских фракций» во вселенной «Вахи» есть и вполне себе «исламские». Таларианские Пустынные Рейдеры, отличающиеся особой набожностью и благочестием, выглядят вот так: Экстремистские игры

Здесь, правда нужно оговориться, что «Вархаммер» уже не первый раз попадает «под раздачу». Несколько лет назад читал я статью, где абсолютно серьезно утверждалось, что поклонники вселенной — это такая страшная тоталитарная секта. Что, в общем-то, тоже от истины далеко, поскольку разница между субкультурой и тоталитарным культом очевидна. Тоталитарная секта культуры не предполагает никакой от слова «совсем».

В этой коллизии мы можем наблюдать, как художественный вымысел игровой вселенной входит в окружающую реальность. Входит, правда, откровенно некорректно. Ровно потому, что отношение к играм и игровым вселенным остается пренебрежительным.

Что могло подвигнуть того же Магомедбасира Шамиловича на включение «ваховских» фракций в состав католической инквизиции? Услышал что-то краем уха, посмотрел картинки через поисковик и, так сказать, «серьёзно проникся эстетикой». Ну а дальше просто не стал углубляться в вопрос. А ту же «Адепта Сороритас» («сестру битвы») чисто визуально принять за какую-нибудь буйную последовательницу Орлеанской Девы можно запросто. То же самое, видимо, произошло с незадачливыми сектоведами, которые посмотрели на описание «богов Хаоса» и «Бога-Императора», так же «прониклись эстетикой» и дальше разбираться не стали.

На все эти новости и экспертные заключение уже реагируют сообщества поклонников вселенной в социальных сетях. Комментарии приводить, думается, излишне, да и обсценная лексика в СМИ законодательно запрещена. Но если говорить серьезно, то игровое сообщество возмущено. «Вархаммер» — это детально проработанная игровая вселенная, у которой глобальный, с Галактику размером, бэкграунд и у которой по всему миру если не миллионы, то сотни тысяч поклонников. К тому же вселенная не новая. Придумали её в Великобритании, если мне не изменяет память, в конце восьмидесятых.

Игры становятся неотъемлемой частью культуры, и, во избежание таких вот религиоведческих ляпов с историей католической инквизиции, эти игры и игровые вселенные необходимо хоть как-то обозначить для масс. Хотя бы на уровне вузовской академической дисциплины попытаться изучить, какое место игры занимают в современной культуре, какова их роль, зачем они такому огромному количеству людей во всём мире.

One thought on “Экстремистские игры

Comments are closed.